Очень. Крутой. Альбом. Раньше был на cd. Скоро будет на виниле 25 лет диску! Madonna - Ray of Light (1998) Pop (USA) Во второй половине 90-х Мадонна резко сменила имидж – она, что называется, остепенилась. В 1995 г. вышел сборник баллад "Something to Remember", а потом был фильм "Эвита", и вот на месте оторвы, ругающейся матом в прайм-тайм, очутилась "респектабельная", степенная артистка, муза Версаче, обладательница "Золотого глобуса" и номинантка на "Оскар". Теперь она проповедовала совсем другие, "взрослые" ценности, и её музыка тоже изменилась. Последний для нее на тот момент хит №1 (и самый продолжительный – 7 недель на вершине Billboard) "Take a Bow" написал и спродюсировал ей известный своими r’n’b-хитами Babyface, и дальше она планировала действовать в том же духе. Во всяком случае, на первых порах. Стоит заметить, что отношение публики к Мадонне середины 90-х было непростым. После всего содеянного певицей за время эры "Erotica", ее воспринимали легковесно. Если резюмировать мнение большинства, то звучало оно примерно так: "Мадонна - это не про музыку, а про пиар (чаще всего плохой)". Возможно, такая предвзятость оказалась лучшим катализатором для ее творческого и личностного роста в тот период. Прежде всего потому, что Мадонна серьезно занялась вокалом. Того требовал не только балладный репертуар, но также и ее актерские амбиции. Ещё артистка родила дочь и увлеклась восточными духовными практиками, каббалой и йогой. В общем, перерождение было кардинальным, и в такой обстановке началась работа над 7-м альбомом. Первые сессии проходили зимой 97-го в студии с Babyface, но уже через несколько дней их сотрудничество прекратилось. Даже самого короткого срока хватило Мадонне, чтобы осознать – направление выбрано неверно. Опыт подсказывал, что нет ничего хуже, чем самоповтор, и её публичное взросление должно означать не мнимую стабильность, а возможность выйти на новый творческий уровень. Следующими остановками стали сессии с Риком Ноулзом, известным своей работой с Селин Дион и Стиви Никс, Мариусом де Фризом, сотрудничавшим с Бьорк, и с давним со-продюсером Патриком Леонардом, но певица по-прежнему не находила себе места. Ни один из авторов не сумел ей дать желаемого "свежего" звука. Говоря о новом направлении, которое искала Мадонна, следует вспомнить трек "Bedtime story" 1994 г., написанный Бьорк, наиболее авангардный опыт певицы на тот момент. Сегодня очевидна пророческая природа той композиции, потому что 4 года спустя артистка доверила продюсирование своего нового альбома не кому-то из проверенных мастеров "взрослого" поп-жанра, а ещё совсем "зеленому" авангардисту - музыканту-электронщику из Британии Уильяму Орбиту, который однажды сделал ремикс на "Justify My Love", а также спродюсировал техно-фолк дебют Бет Ортон "Trailer Park". Она прекрасно знала, что идет на риск, но Мадонна не была бы Мадонной, если бы не гнула свою линию. Работа над пластинкой заняла, в общей сложности, 5 месяцев, что для сверхзанятой звезды было беспрецедентно долгим сроком. После предварительных сессий с Ноулзом, Леонардом и Фризом осталось много материала, который и был взят за основу пластинки. Первоначальная задача Орбита состояла в том, чтобы пропустить готовые наработки через фильтр своего уникального видения с помощью заготовленных им мелодических фрагментов, сэмплов и синтезаторных звуков. Правда, его постоянно преследовали казусы - оборудование ломалось, от чего музыкант вынужден был кропотливо вручную прописывать инструментальные партии. В качестве вариантов для названия рассматривались "Mantra" и "Veronica Electronica", а позже пришла красноречивая идея дать имя "Ray of Light" в честь одного из треков. Трудно было вообразить фразу, более говорящую о том, к чему пыталась прийти Мадонна, как в музыке, так и в жизни. Не будет ошибкой утверждать, что основной предпосылкой альбома был трип-хоп и электро-фанк, в особенности, навеянный записями Massive Attack. В одном из интервью участник проекта Papa G весело рассказывал, что в момент первого прослушивания "Ray of Light" он сказал себе: "И снова мы". Вместе с тем, на пластинке много странных сочетаний, которые делают ее уникальной - босанова "To Have and Not to Hold", брит-поп гитара в "Ray of Light", санскритское пение в "Shanti/Ashtangi". Звук записи включает бесчисленное количество приемов, сочетающих футуризм и влияния индийской и марокканской музыки. Как ни странно, настолько предельная плотность не сделала песни надуманными и перегруженными, и даже мистическая лирика Мадонны кажется уместной и правильной. Согласно воспоминаниям Орбита, в студии Мадонна любила повторять одну фразу: "Не стоит золотить лилию" (подразумевая "лучшее - враг хорошего"). Это можно считать обращением, скорее, к самой себе, нежели к продюсеру. Наученная опытом работы с первоклассными музыкантами, артистка привыкла к перфекционизму и тотальному контролю. В работе с Орбитом она выбрала другой путь, более спонтанный и олдскульный, приняв вклад продюсера на равных правах. Вместе они устраивали "мозговые штурмы" и обменивались идеями, что для авторитарной Мадонны кажется нонсенсом. Хотя мнение, что пластинка "Ray of Light" целиком и полностью - заслуга Уильяма Орбита, существует до сих пор, сам музыкант не устает утверждать, что Мадонна в неё вложила не меньше, чем он. Альбом "Ray of Light" начал свой путь с Японии в конце февраля 1998 г., а в начале марта появился на остальных рынках. Пластинка стала коммерческим хитом, заняв 18-е место в итоговом чарте Billboard 1998 г. с продажами 2,7 млн. копий. В Британии "Ray of Light" 2 недели возглавлял альбомный чарт и имеет 6 платиновых сертификаций. Это 9-й самый продаваемый альбом в Европе за период 1998-2007 г.г. Жизненный цикл альбома включал 5 синглов и 5 номинаций на "Грэмми" (3 завершились победой). Критики, обычно прохладно оценивавшие записи поп-королевы, усердно пытались придраться, но у них ничего не вышло. "Ray of Light" является одной и самых высокооцененных пластинок в карьере Мадонны. Традиционно считается, что эта запись перенесла электронику и техно из андеграунда в статус популярных жанров. Rolling Stone поместил ее на 222-е место в своем рейтинге "500 величайших альбомов", а Pitchfork назвал "Ray of Light" 55-м лучшим альбомом 90-х. В кои-то веки Мадонна с критиками согласилась. Она часто называет 7-й диск подлинной эволюцией своей карьеры, и с этим сложно не согласиться. Переосмысление, случившееся с певицей в 1998 г., стало одним из главных шаблонов для современной поп-культуры. Сколько раз с тех пор мы слышали, как поп-звезды разглагольствуют про то, что следующий альбом "самый личный"? Да что там - сама Мэдж каждый раз старается "reinvent yourself". Теперь это часть ритуала, необходимое клише, если угодно. Естественно, оно не может не вызывать доли скепсиса, особенно когда речь идёт о продажах пластинок. Единственный пример, которому удалось полностью выдержать тест на неверие - это "Ray of Light". Не только потому, что до Мадонны никто ничего подобного не делал. Скорее дело дело в неподдельных эмоциях и страсти, которыми она сумела оживить эту холодную электронику.

Теги других блогов: Pop Madonna Ray of Light